Главная цель дизайна — это донесение определённой мысли об объекте дизайна (см. cтатью об определении графического дизайна). Из этого вытекает, что дизайн — это всего лишь форма, то есть внешнее выражение мысли. Однако слова, предложения, язык — это тоже своего рода формы выражения человеческой мысли. Так в чём же разница? Разница в том, что язык, как форма, носит более конкретный и вместе с тем менее универсальный характер, чем дизайн. Язык использует символы, с заранее закреплённым за ними содержанием, а дизайн, в свою очередь, использует образы, содержание которых весьма условно и интуитивно. Таким образом, язык обладает чёткостью, ясностью и конкретностью, тогда как дизайн характеризуется универсальностью, абстрактностью и относительностью.
Проиллюстрируем сказанное выше на примере. На рис. 1 изображена иконка. Всем понятно, что на ней нарисовано. Люди из разных стран легко смогут догадаться о содержании данной картинки.
рис.1На рис. 2 написано одно и то же слово на шести разных языках. Каждое слово будет понятно только тому человеку, который знает соответствующий язык, для всех остальных содержание этого слова останется невыясненным.
рис.2Естественно, вышеописанные плюсы и минусы языка и дизайна определяют сферу их применения. Дизайн применяется там, где использование слов и предложений неэффективно. Согласитесь, гораздо проще и удобнее нарисовать иконку с домиком, чем писать фразу «чтобы перейти на домашнюю страницу, щёлкните по этому тексту». Язык применяют там, где одной графикой обойтись нельзя и следует донести мысль предельно чётко.
Вот здесь мы плавно подходим к главной проблеме, стоящей перед дизайном и скрывающейся в самой его природе.
Представьте, что вам надо создать логотип для компании, занимающейся производством говяжьей тушёнки. Как сформулировать в одном единственном предложении (которое должно лечь в основу логотипа) столь комплексное явление. Здесь надо упомянуть о том, что компания стабильна, существует 40 лет на рынке, использует экологически чистое сырьё, её продукция вкусна, она постоянно развивается, её сотрудники испытывают счастье от работы в ней и многое-многое другое.
Языковыми средствами здесь не справиться: не писать же огромный список положительных черт организации на каждой банке. Тогда нужно обратиться к дизайну с его абстрактностью и универсальностью. Но опять-таки, как маленькая картинка сможет донести такое огромное количество разнообразных смыслов? Любой логотип для столь масштабных явлений обречён на убогость (в смысловом значении) и бессодержательность. Объять такое количество смыслов теоретически способно лишь абсолютно абстрактное изображение, которое люди будут толковать, как им захочется. Однако кто даст гарантию, что их толкование каким-то образом будет касаться тушёнки.
Возникает противоречие. Дизайн в некоторых ситуациях не достигает той цели, для достижения которой он предназначается, потому что средства, которые он использует для этого, просто неэффективны. Разрешения этого противоречия нет.
Осознание проблемы и невозможности её решить ещё не повод для радости. Если явление такое комплексное и сложное, что дизайнер не может описать его своими средствами, то как же тогда заказчику оценивать его работу? Руководствоваться принципом «не стреляйте в пианиста, он играет, как может». Но такой подход способен породить в дизайнерской среде безответственность и халтурное отношение к работе. Что тогда делать заказчику?
Здесь всё проще. Если дизайн неэффективен в случае с комплексными и сложными явлениями, значит, их нужно упростить и сделать более однозначными. Не надо просить дизайнера сделать логотип, отражающий сущность компании, производителя тушёнки. Надо попросить сделать логотип, который бы выглядел аппетитно и напоминал о вкусном мясном продукте.
Вывод
Главная проблема дизайна — неэффективность обработки его средствами сложных, комплексных явлений.
Сложные явления для нужд дизайна следует упрощать.
http://shelkovnikov.pro
Комментарии (0)