Психологический фактор «Пережитки советского менталитета»
Данный фактор я ставлю на первое место, так как он имеет долгую историю и характерен не только для Дальнего Востока, но и для России в целом.
Семьдесят лет в нашей стране существовала идеология, в которой не было места рыночным отношениям и свободной конкуренции. Все основные потребности с грехом пополам удовлетворялись либо государством, либо людьми самостоятельно. Узких профессионалов, готовых помочь в решении отдельных вопросов за определённую плату, не было и быть не могло. Если болел зуб, максимум на что можно было рассчитывать — это на бесплатную поликлинику. Самой собой, никаких сложных и дорогостоящих процедур в ней не делали. А если что-то и делали, среднестатистический гражданин попросту не мог себе этого позволить. Таким образом, отсутствие развитой системы платных услуг и низкий уровень доходов населения приучили людей обходиться своими силами и экономить буквально на всём. В придачу к этому эпоха тотального дефицита породила привычку всё делать по-знакомству.
Подливала масла в огонь и советская идеология. В СМИ, например, активно высмеивалась потребность американцев в случае личных проблем сразу же обращаться к психотерапевтам. Эти особенности советского менталитета плотно засели в сознании подавляющего большинства людей.
Мы строим рыночную экономику, но при этом у нас начисто отсутствует рыночная культура. Наши люди не привыкли обращаться к профессионалам и тем более платить им деньги. Если возник вопрос, человек старается сначала решить его самостоятельно, потом спросить у знакомых и лишь в самом крайнем случае он обратится к профессионалу.
Проиллюстрирую утверждение на примере. Что делает американец, когда ему нужна юридическая помощь? Он сразу же обращается к юристу. Более того, в большинстве случаев ни к какому-нибудь юристу, а к своему «семейному». Что делает наш человек? Он сначала почитает, что о его проблеме пишут в интернете. Затем поговорит с другом, у которого есть знакомый юрист (и неважно, что он специализируется на делах другого типа). А потом, когда всё станет уже совсем плохо, он пойдёт к адвокату (и лучше всего, как можно более дешёвому).
Как это отражается на дизайне? Да точно также! Даже если у фирмы есть деньги на хороший логотип, его разработку, скорее всего, поручат не студии дизайна, специализирующейся на этом, а знакомому дизайнеру-архитектору-художнику. И это ещё не самый плохой вариант. Логотипы зачастую у нас разрабатывают ещё и секретарши.
Стремление к избыточной экономии, привычка всё делать самостоятельно либо по-знакомству и нежелание обращаться к профессионалам привели к тому, что огромная доля окружающего нас дизайна изготовлена специалистами совершенно из других отраслей, ничего не понимающих в дизайне. Разумеется, от этого страдает не только дизайн, но и вся сфера услуг в целом.
Движущими силами дизайна являются свободная конкуренция и реклама. Именно эти два фактора превратили дизайн в мощное культурное явление на Западе. Именно этого по понятным причинам не было в советское время, и, как следствие, дизайн практически не развивался.
В то время как уже после Второй мировой войны в странах Европы дизайн получает государственную поддержку, в нашей стране активно развивается только наглядная агитация. В то время как история рекламы на Западе исчислялась уже десятилетиями, в России она ещё даже не появилась. Наш дизайн не продаёт именно потому, что он никогда этого не делал. Таким образом, у нас нет ни традиций, ни опыта в создании качественного дизайна.
Казалось бы, тенденция общероссийская, но здесь есть существенный региональный аспект. Первый толчок к развитию дизайна начался в девяностых, когда западные товары и реклама хлынули в Россию. Европейские и американские корпорации осваивали новый рынок, соответственно, им понадобился рекламный дизайн на русском языке. Получить его они могли только на месте, в центральных регионах, в частности, в Москве. Нарождающиеся рекламные агентства и студии дизайна стали активно развиваться на этих заказах. Кроме того, и в самой России начали появляться крупные организации, которые также испытывали потребность в рекламе. Эта тенденция стимулировала развитие индустрии дизайна в центре, а отдалённые регионы, как следствие, начали отставать. Вот почему дизайн на Дальнем Востоке находится ещё на стадии зарождения. У нас нет ни крупных образовательных центров, ни серьёзных студий с большим опытом, ни элементарных навыков работы с крупными заказчиками.
Всё это приводит к тому, что подавляющее большинство дизайнеров относятся к своей профессии слишком поверхностно. Лишь единицы постоянно читают специальную литературу и изучают опыт зарубежных коллег. Пройдёт ещё немало времени, пока в отдалённых регионах России сформируется по-настоящему профессиональное сообщество дизайнеров.
Высококачественный дизайн постоянно нуждается в серьёзной финансовой подпитке. Даже такая относительно простая вещь как логотип должна создаваться как минимум двумя специалистами — шрифтовиком и непосредственно дизайнером. А если логотип нужно подготовить для печати, сверстать для него техническое руководство и правильно разместить в веб-среде?
Для того чтобы решать огромное количество узкоспециализированных задач на одинаково высоком уровне, студии нужен довольно большой штат сотрудников-профессионалов, отлично разбирающихся конкретно в своей области. Однако вслед за большим штатом появляется потребность в достойных зарплатах, системе обучения, хорошем техническом оснащении и многом другом. Соответственно, для поддержания существования такой студии необходимо, чтобы у неё был постоянный поток крупных клиентов с серьёзными заказами. Подчеркну, что это должны быть именно крупные клиенты, не среднеуровневые и не мелкие фирмы, а компании с большим доходом, которые в состоянии позволить себе дорогой дизайн.
И вот здесь мы сталкиваемся с проблемой, так как такого рода организаций, в силу объективных обстоятельств, на периферии не может быть много. Более того, крупные компании из центра России, имеющие свои представительства в регионах, заказывают дизайн, естественно, у себя в центре. Местные «акулы» также обращаются за дизайном в центр, так как на периферии нет больших и серьёзных студий.
Возникает замкнутый круг. Крупные заказчики покупают дизайн в крупных московских студиях, за неимением таковых в регионах. А в регионах крупные студии не появятся до тех пор, пока большие заказчики не станут заказывать дизайн на местах.
Если первые два фактора (психологический и исторический) с течением времени могут ослабить своё негативное воздействие на индустрию дизайна, то непреодолимое противоречие между отсутствием крупных заказов и невозможностью создать большие студии может постоянно останавливать развитие высококачественного дизайна на Дальнем Востоке.
Логическим следствием, вытекающим из экономического фактора, является кадровая проблема. Ни для кого не секрет, что настоящий профессионал, знающий себе цену, никогда не станет работать за копейки. Кроме того, помимо денег ему необходим профессиональный, карьерный, а дизайнеру ещё и творческий рост. Само собой, удовлетворить все эти потребности способны только очень крупные студии, которых по описанным выше причинам в отдалённых регионах нет и быть не может. Соответственно, как только дизайнер достигает по-настоящему высокого уровня профессионального мастерства, он уезжает в центр, оставляя родной регион «во власти» менее профессиональных коллег. Таким образом, даже в самых крупных хабаровских студиях зачастую работают специалисты далеко не самого высокого уровня.
Подавляющее большинство рекламных агентств Хабаровска получают свой доход от размещения рекламы и наценок на печать. Соответственно создание качественного дизайна не является для них приоритетным направлением коммерческой деятельности. Совсем наоборот, для привлечения клиентов на свои основные услуги рекламные агентства ставят низкие цены на дизайн, в то время как высококачественный дизайн не может стоить дёшево и разрабатываться в компаниях, которые не специализируются на его создании. Именно поэтому основную массу печатной рекламы делают за смехотворную зарплату дизайнеры-новички.
Однако проблема заключается не только в этом. Загвоздка состоит в том, что количество рекламных агентств в десятки раз превышает количество студий дизайна. Этому явлению также есть разумное объяснение, но для понимания ситуации оно не столь важно. Важным здесь являются два логических следствия. Во-первых, такой подход рекламных агентств вредит визуальной культуре и, соответственно, снижает общий уровень окружающего нас дизайна, и, во-вторых, более дешёвыми ценами они отбивают клиентов у студий дизайна.
Ещё одной группой «специалистов», оказывающей негативное влияние на дизайн, являются фрилансеры. Наверное, не секрет, что создание простого корпоративного сайта — задача далеко не самая сложная. Этим активно пользуется большое количество студентов-одиночек, желающих подзаработать. Они устанавливают самые низкие цены и на скорую руку штампуют простенькие сайты. Естественно, ни о каком дизайне не может быть и речи. Но проблема заключается скорее в том, что своими сверхнизкими ценами они сильно дезориентируют клиентов. Заказчики видят, что сайт может стоить десять тысяч и полагают, что так оно на самом деле и есть, не подозревая, что качество сайта за такую цену чрезвычайно низкое.
Из-за этой дезориентации крупным студиям сложнее выставлять серьёзные цены, потому что приходится постоянно подолгу доказывать их обоснованность. Рекламные агентства и фрилансеры-одиночки в равной мере вносят «неоценимый вклад» в торможение и без того низких темпов развития индустрии дизайна.
Теперь давайте попробуем разобраться, какие из вышеизложенных проблем, хотя бы чисто теоретически, поддаются разрешению.
Вначале хорошие новости. Несмотря на кажущуюся безысходность, первый фактор — психологический, возможно, имеет самое простое решение. Тяжёлое наследие советского прошлого, при прочих благоприятных условиях, должно самостоятельно «вымыться» из сознания наших граждан буквально за несколько поколений. С последним фактором также вполне можно побороться. Когда последние остатки советского менталитета покинут умы россиян, они сами поймут, что зачастую дёшево — не значит хорошо, а услугу надо заказывать в компании, изначально специализирующейся на её предоставлении.
Теперь о плохом. Экономический и тесно связанный с ним кадровый факторы являются довольно характерными русскими проблемами. Они проистекают из большой географической протяжённости нашей страны и экономического неравенства регионов. Сами по себе эти проблемы никогда не решатся. Периферия всегда будет отставать в развитии от центра.
Теоретически, развитию дизайна в регионах могла бы поспособствовать государственная поддержка, однако на это рассчитывать не приходится, так как проблемы дизайна, мягко говоря, мало волнуют руководство нашей страны. Исходя из этого, можно утверждать, что экономический и кадровый факторы не будут разрешены в обозримом будущем, а значит, дальневосточный дизайн вряд ли когда-то станет по-настоящему высококачественным. В дополнение ко всему эти два фактора оказывают негативное влияние на зарождение профессионального сообщества дизайнеров (исторический фактор). Без прочной экономической основы и в условиях постоянной «утечки» специалистов такое сообщество вряд ли сможет появиться.
Вывод
Возникает закономерный вопрос: что же делать простому заказчику, если всё так безрадостно? Ответ довольно прост: относиться к дизайну серьёзно, внимательно искать толковых специалистов и обращаться пусть не за высококачественным, но за довольно хорошим дизайном, который, вопреки всему, всё-таки можно найти.
Статья для журнала «Маркетинг успеха» (№3 2012)
Комментарии (0)